Текущее местоположение:Дома > О Китае

Историческая справка

сроки выпуска :2017-04-14просмотров :

  Китайская Народная Республика как суверенное государство была провозглашена 1 октября 1949 г. в Пекине после победы НОАК во главе с Мао Цзэдуном в многолетней гражданской войне с войсками Гоминьдана и отражения интервенции японских войск. На следующий день СССР, союзник НОАК в борьбе с японскими интервентами, первым признал суверенитет КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

  В наследство от многолетней гражданской войны и масштабной интервенции молодому государству достались крайне разрушенная экономика и повсеместное обнищание населения. Требовалось в кратчайшие сроки предпринять меры по ускорению темпов роста экономики и решению социальных проблем. После ряда проведенных в 1960-х годах неудачных политико-экономических экспериментов руководством страны был избран курс на экономическую либерализацию и политику реформ и открытости. Первым шагом в этом направлении стало заключение в 1972 г. договоров по модернизации сталелитейных предприятий города Ухань с ФРГ и Японией.

  После смерти в 1976 г. Мао Цзэдуна в руководстве КПК активизировалось реформаторское крыло. Переломным моментом в истории КНР стал проходивший в стране в декабре 1978 года 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, на котором был провозглашен отход от практики массовых политических кампаний и перенос центра тяжести на экономическое строительство. В качестве цели экономической политики было названо повышение материального уровня жизни народа. В высшие партийные ряды вернулись последовательные реформаторы Дэн Сяопин и Чэнь Юнь. Реальный старт широкомасштабной экономической реформе был дан XII съездом КПК (1982 г.). Упор в политике реформ с учетом сложившихся в стране реалий был сделан на аграрный сектор. Фактически, к концу 1970-х гг. экономика Китая оставалась в крайне неразвитом состоянии. Страна занимала последние места в мире по уровню производства товаров и продовольствия на душу населения. Для решения существовавшей проблемы голода необходимо было обеспечить стабильный валовой сбор зерна в объеме не менее 400 млн. тонн в год. Были осуществлены системные аграрные преобразования, заключавшиеся в отмене народных коммун и замене их семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн. китайских крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном была отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции. Результатом этих мер стал выход аграрного сектора страны из застоя, вступление крестьянских хозяйств на путь специализации и повышения рентабельности. Организованные в деревне по инициативе крестьян волостно-поселковые предприятия позволили обеспечить рост занятости и повысить жизненный уровень крестьян. Задача обеспечения страны зерном была в основном решена в 1980-х гг. Постепенно в деревне сформировалась двуединая хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

  На XIII съезде КПК (1987 г.) было дано подробное идеологическое толкование теории начального этапа социализма, обосновывавшее при общем главенстве плановой экономики возможность использования и рыночных механизмов, особенно в паре «государство-предприятие». В последующем, на XIV съезде КПК (1992 г.) был провозглашен курс на построение социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой, на практике приводивший к дальнейшей либерализации деятельности субъектов экономических отношений в стране. Данные изменения в подходе идеологии к вопросам управления экономикой иллюстрировало известное высказывание Дэн Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка — главное, чтобы ловила мышей».

  В области промышленной политики правительство Китая с 1984 года сделало упор на реализацию концепции плановой товарной экономики. На практике это означало перевод части отдельных городских предприятий на самоокупаемость. Позже правительство разрешило и подразделениям армии Китая (НОАК) перейти на самообеспечение и заниматься свободным предпринимательством. В соответствии с принципом «Чжуа Да Фан Сяо» («держать в руках большие предприятия, отпустить малые») многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий. Четыре города — Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь и Шаньтоу — были объявлены Специальными экономическими зонами. Вслед за ними Специальными экономическими зонами стали 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь и регион близ Бохайского залива. На острове Хайнань была создана одноименная новая провинция, а сам он также получил статус специальной экономической зоны. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе всей страны. Характерно, что значительную долю ввозимого капитала на начальном этапе обеспечила китайская диаспора («хуацяо»), проживающая преимущественно в странах Тихоокеанского бассейна (Гонконг, Макао, Сингапур, Малайзия, США).

  В начале XXI-го века Китай превратился в «мировую фабрику», куда были переведены многие передовые производства из развитых стран Европы, Северной Америки и Японии.

  Дополнительный импульс развитию Китая придало возвращение арендованных еще в XIX в. экономически развитых территорий – Гонконга и Макао. К настоящему времени КНР является одной из наиболее активно развивающихся экономик мира, стабильно укрепляющей свои позиции в мировом разделении труда.