Текущее местоположение:Дома > Новости

Довольно запрягать, пора ехать!

сроки выпуска :2019-06-06просмотров :
Источник:Журнал "Китай"
«Русские долго запрягают, но быстро едут». Народную мудрость пора бы применить к участию России в инициативе «Пояс и путь». Эта глобальная инициатива сейчас явно вышла на новый, еще более продвинутый этап развития.
В самом начале, осенью 2013 года, председатель КНР Си Цзиньпин обрисовал контур тогда еще действительно просто инициативы, которая состояла из двух частей. Наземной – «Экономический пояс Шелкового пути». И водной – «Морской Шелковый путь XXI века». Поначалу очередному экспромту нового китайского вождя («китайская мечта», «новая норма» в экономике и т. д.) за пределами Поднебесной не уделяли достаточно внимания. Но ситуация стала быстро меняться, одно за другим заключались соглашения о взаимодействии с сопредельными и дальними странами. Главное – началось финансирование реальных проектов сотрудничества. Про Новый Шелковый путь стали больше писать, а для удобства длинноватое название сократили до четырех иероглифов “一带一路” по-китайски, трех слов «Пояс и путь» по-русски и вовсе до трех букв «BRI» (Belt and Road Initiative) по-английски.
图片关键词
К весне 2017 года стало ясно, что инициатива стала полноценной и приобрела уже даже не евразийское, а глобальное измерение. Успешные проекты появились не только в Азии и Европе, но также в Африке и даже Латинской Америке. В мае того года в Пекине прошел саммит «Пояс и путь», или, словами официальной формулировки, «Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках инициативы “Один пояс и один путь”». В нем приняли участие 29 глав государств и правительств, 1600 представителей из более 140 стран и более 80 международных организаций. К тому времени уже развернули свою деятельность Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долларов США и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в 100 млрд. Присутствовал на первом саммите в Пекине и президент Владимир Путин, который двумя годами ранее, в мае 2015 года, от имени России в Москве подписал с председателем Си Цзиньпином соглашение о сопряжении интеграционных усилий содружества постсоветских стран ЕАЭС с «Поясом и путем».
Первый саммит стал точкой, после которой инициатива стала расширяться и охватила даже те территории, которые исторически не были частью Великого шелкового пути. Но вместе с тем началось системное противодействие китайской инициативы со стороны США и их союзников.
В Вашингтоне поняли, что «Пояс и путь» – это всерьез и надолго. Там справедливо расценили реализацию инициативы, как начало создания нового глобального торгово-экономического уклада. Это противоречит коренным интересам Вашингтонского консенсуса, базирующегося на безраздельном господстве доллара и правилах международных финансовых организаций, контролируемых Вашингтоном. В своих выступлениях президент Трамп и его сподвижники включили «Пояс и путь» в число главных претензий к Китаю, который «пытается ревизовать нынешний мировой порядок». Неприятие «Пояса и пути» проявляется и в массированной пропагандистской кампании против инициативы. Неизбежные во всяком новом деле недостатки стали муссироваться ради создания клише о «китайском неоколониализме». Впрочем, накопился и вполне реальный негатив в некоторых проектах, например в Шри-Ланке, Пакистане, Мьянме, Малайзии, Таиланде, Индонезии, Кыргызстане. Причины разные: от недостаточной технической проработки проектов с учетом местных условий до недопонимания финансовой основы сотрудничества получателями. В некоторых столицах радостно восприняли «Пояс и путь» как возможность безвозвратно получить финансирование под новые проекты и примитивно присвоить часть средств. Когда же пришла пора рассчитываться даже по льготным кредитам, настроение сильно ухудшилось.
Реальные и надуманные сложности в проектах «Пояса и пути» вкупе с развязанной весной 2018 года торговой войной, наскоками на ведущие китайские технологические корпорации и другими формами сдерживания Поднебесной, честно говоря, заставляли задуматься о реальности проведения в апреле 2019 года 2-го форума высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Один пояс и один путь». Но Китай, как показало это крупнейшее международное событие, не намерен свернуть с Нового Шелкового пути. На прошедший 25–27 апреля саммит съехалось еще больше высокопоставленных гостей, чем два года назад. Главным гостем снова был президент Владимир Путин. 
Конечно, 37 глав государств и правительств, 5000 делегатов из более 150 стран и более 90 международных организаций больше всего интересовало вступление автора инициативы, председателя Си Цзиньпина. От него ждали слова не только о приверженности инициативе, но и заявлений о необходимых в новых условиях коррективах. Что же, все нужные и важные слова были сказаны. Си Цзиньпин начал с того, что подтвердил приверженность Китая политике реформ и открытости внешнему миру. Еще больше секторов экономики откроются для иностранных инвестиций, еще проще будет открыть бизнес в Китае, барьеров станет гораздо меньше. Пекин не собирается девальвировать свою валюту в ответ на американские санкции. Таким образом, другие страны не пострадают от резкого наплыва китайских товаров. Китай из «мировой фабрики» быстро превращается в «мировой рынок», на котором будут приветствоваться и находить сбыт товары самых разных стран мира. Совокупная покупательная способность китайского внутреннего рынка скоро превысит США и Европу. Сотрудничество в программах «Пояса и пути» станет прозрачным, коррупция будет исключена с обеих сторон. Приоритетом инициативы остаются инфраструктурные проекты, призванные соединить новые производственные и сбытовые цепочки, экспортные и импортные рынки. 
Владимир Путин в выступлениях на форуме подчеркнул ключевую роль инфраструктурных коридоров в развитии взаимодействия с Китаем для России и других стран ЕАЭС. Он дал высокую оценку трассам, которые уже действуют, но нуждаются в реконструкции, – Транссибирской магистрали и БАМ. Большие ожидания возлагаются на трубопроводную систему «Сила Сибири», изучается возможность стыковки «Морского Шелкового пути XXI века» с Северным морским путем. Президент напомнил, что в минувшем году объем двусторонней торговли достиг 107 млрд долларов.
Действительно, российско-китайское стратегическое партнерство, в том числе и в рамках «Пояса и пути», идет по восходящей. Но можно и нужно сделать еще больше. Сама география подталкивает две огромные страны к наращиванию транспортного сопряжения. Имеющиеся трансграничные магистрали перегружены, современных автодорог нет вообще, порты развиваются медленно, авиасообщение находится на пределе возможностей. Наши соседи, в том числе члены ЕАЭС Казахстан и Беларусь, своим примером показывают, что китайские капиталы и технологии способны быстро дать результаты, которые вполне совместимы с интересами национальной безопасности. Хочется надеяться, что уточненные на втором форуме Си Цзиньпином параметры «Пояса и пути», а также предстоящие в Санкт-Петербурге и других точках планеты встречи с президентом Владимиром Путиным станут в этом году особенно результативными. Нашим двум странам по плечу совместные проекты евразийского, глобального значения. Русские уже довольно долго запрягают. Пора ехать!

Автор: ЮРИЙ ТАВРОВСКИЙ, востоковед, профессор Российского университета дружбы народов